Ценообразование на государственных ценных бумагах


Рубрика: Ценные бумаги

Рассматривая механизм ценообразования на государственные ценные бумаги, следует различать те его части (элементы), которые предопределяются государственными органами, выпускающими ценные бумаги, и те, что формируются под влиянием вторичного рынка, а следовательно, отражают рыночные процессы столкновения спроса и предложения. Рыночные элементы этого механизма мало чем отличаются от моделей ценообразования на валюту и ценные бумаги, а вот элементы, подверженные государственному воздействию, обретают специфические особенности.

Главные особенности ценообразования на государственные ценные бумаги закладываются их эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, определения рыночного пространства их распространения и действия. Если такое пространство является крайне ограниченным (как это, например, имело место по отношению к золотым сертификатам), цена государственных ценных бумаг практически однозначно определяется такими установленными заранее параметрами, как цена первичного размещения, цена погашения, процентная ставка и премия. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и вполне может быть названа назначаемой. Но пространство вторичного рынка, зона его действия не ограничены, и эмитент способен предопределить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения, тогда как промежуточные цены в течение всего периода действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их государственными органами.

Поскольку государственные ценные бумаги по своей природе являются долговыми (а не долевыми, как, например, акции предприятий), любая государственная ценная бумага обладает фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия, датой погашения. Отсюда следует, что основным трендом цены является кривая, соединяющая значения цен в момент первичной продажи и в момент погашения этого вида ценных бумаг.

Реальная кривая отклоняется от тренда, при этом в зависимости от рыночной ситуации эти отклонения могут носить разный характер и быть довольно значительными. Сам же основной тренд, представляющий математическое ожидание цены, в определенных условиях может быть довольно устойчивым. Например, если процентная ставка по облигациям не изменяется значительным образом во времени, то (поскольку текущая доходность облигации теоретически равна процентной ставке) тренд становится близким к прямолинейному.

При наличии развитого рынка государственных ценных бумаг, где последние свободно продаются и покупаются, реальная ценовая картина не может определенным образом не отличаться от ценовых ориентиров. Дело в том, что в подобных условиях цена купли-продажи ценных бумаг определяется не только по критерию окупаемости затрат с учетом временного фактора, но и другими факторами: соотношением спроса и предложения, ориентацией продавца на получение максимальной прибыли, мерой риска, инфляцией.

Таким образом, исчисленная по приведенным выше зависимостям цена применительно к механизму рыночного ценообразования представляет лишь некоторую среднюю рыночную цену, на которую ориентируются как продавцы, так и покупатели в процессе формирования равновесных цен спроса и предложения.


Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить информацию о новых способах вложения капитала и просто выгодном инвестировании!

Интересные статьи:

    Валютный опцион Валютный опцион
    Валютные опционы, которые предлагаются на внебиржевом рынке, являются идеальным средством спецкуляции на валютном рынке по двум причинам. Первая это продолжительность. Покупая опционный контракт,...Читать полностью
    Инкассо Инкассо
    Торговые операции могут быть осуществлены при помощи разнообразных механизмов и способов оплаты. Инкассо является одним из них. При этом инициатива исходит от самого...Читать полностью
    Стратегии инвестирования Стратегии инвестирования
    Инвестиционная стратегия – метод управления портфелем, целью которого является  достижение прироста капитала клиента. Формирование стратегии, то есть определение критериев отбора инвестиций, осуществляется  на...Читать полностью