Монопсония



Достаточно редкой ситуаций в рыночных условиях экономики является монопсония. Для ее создания требуется только один покупатель товара и несколько продавцов. Как Вы, наверное, уже успели заметить, такое положение является полной противоположностью монополии, где в качестве продавца выступает один производитель. Ситуация монопсонии позволяет покупателю установить свою цену на приобретаемую продукцию. Он самостоятельно диктует объем продажи. Современные специалисты в области экономики склонны считать монопсонией любой рынок, на котором покупатель может устанавливать собственные расценки.

Для того чтобы более наглядно продемонстрировать появление ситуации с монопсонией, давайте рассмотрим небольшой городок, в котором работает несколько предприятий — два или три. И вот складывается такая ситуация, когда остается только одно из них. Многим это знакомо по постперестроечным временам. Итак, остается одно предприятие в населенном пункте, которое требует определенного количества рабочей силы. В этом смысле оно выступает в качестве покупателя услуги, которую ему предоставляют рабочие. Это предприятие устанавливает выгодные для себя условия оплаты труда. А рабочим просто некуда деваться, так как в этом населенном пункте источников дохода больше нет. Вот так и образовывается монопсония.

Другой вариант связан с отдаленностью другого предприятия. У рабочих возникают не только дополнительные расходы на то, чтобы добраться до этого места работы. Это требует определенного времени, и не каждый захочет тратить его, в городе есть возможность получить работу, пусть и не такую высокооплачиваемую. Данная ситуация характерна для отдаленных населенных пунктов. Примером региона может служить Дальний Восток России. Совсем другое дело, когда два-три предприятия объединяются в одно и устанавливают новый уровень заработной платы. Ситуация, в целом, напоминает тот же городок.

Если останавливаться на российских примерах, то можно рассмотреть Министерство обороны. Скажите, кто-то еще в России покупает оружие в таких же масштабах, как эта организация? Наверное, нет. Если говорить о современных военных системах и специфическом вооружении, то конкурентов у него практически нет. МВД можно попытаться рассмотреть в этом качестве, но с большой натяжкой, так как этому ведомству присуща определенная специфика. Для рынка ракетно-космической техники, в принципе, так же характерна монопсония. Здесь представлен один российский покупатель – Федеральное космическое агентство.


Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить информацию о новых способах вложения капитала и просто выгодном инвестировании!

Интересные статьи:

    Пробы золота Пробы золота
    Для золота существуют утвержденные ГОСТом цифровые значения — пробы золота, указывающие на количество драгоценного металла, содержащегося в 1000 частях сплава. Проба присваивается каждому...Читать полностью
    Формирование портфеля ценных бумаг Формирование портфеля ценных бумаг
    Формирование портфеля ценных бумаг складывается из пяти этапов: определение инвестиционных целей, проведение анализа ценных бумаг, формирование портфеля, ревизия портфеля, оценка эффективности портфеля. Первый...Читать полностью
    Начисление и выплата дивидендов Начисление и выплата дивидендов
    Основная цель работы коммерческих организаций – это получение доходов. Полученный же доход следует распределить. Одним из методов подобного распределения дохода является начисление дивидендов...Читать полностью